В конце августа на Екатеринодарское епархиальное управление обрушился шквал звонков от представителей различных средств массовой информации с просьбой дать комментарий по поводу открытия «первого православного курорта» в селе Лесном г. Сочи. «Какой-какой курорт?» — недоумевали в епархиальной канцелярии, однако по просьбе сотрудников информационно-издательского отдела прилежно искали документы, которые могли бы пролить свет на загадку.
Не нашли.
Мы стали звонить в епархиальный Паломнический центр – там тоже ничего не знают.
Тем временем новость расходилась всё шире. Вот уже и федеральные СМИ подключились, и даже «Православие.ру» переопубликовало. Сработал эффект доверия к официальным сайтам: первоначально новость увидела свет на сайте сочинской администрации, затем и на портале администрации краевой, и в ней русским по белому было написано, что курорт и туристические маршруты организованы при содействии Екатеринодарской епархии.
Соцсети принялись обсуждать, возможно ли само понятие «православный курорт», ехидничали по поводу нового способа зарабатывания денег Церковью. Никого при этом не смущали странности текста, в котором фигурировал «греческий храм», хотя на территории Краснодарского края нет храмов, которые находились бы в юрисдикции Элладской Церкви. Или упомянутая в сюжете краевого телевидения «Тропа покаяния», проход по которой якобы очищает от грехов – вообще невозможное для православного сознания утверждение!
Мы дозвонились в Лесное, в Троице-Георгиевский монастырь, и игумения Анастасия (Михалко) посетовала, что действительно под боком у монастыря появилась какая-то турбаза, которая называет себя православной и водит по «Тропе покаяния» за 150 рублей, хотя изначально «Тропа покаяния» задумывалась просто как путь для паломников из храма Святого Георгия Победоносца через реку Псахо к женскому Троице-Георгиевскрму монастырю. Она же пояснила, что «греческой церковью» видимо назвали храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца, потому что большинство населения Лесного до революции составляли понтийские греки, в 1870-х годах поселившиеся в верховьях Кудепсты. «А к вам в монастырь эти туристы заходят?» – спросили мы. «Да кто же знает, у нас в сезон много народу бывает, и мы всем рады – и рассказать, и показать, и помочь». Но вот то, что вместо спасительных Таинств Церковных, вместо исповеди и Евхаристии, предлагают туристический маршрут по «Тропе покаяния», матушку игумению глубоко печалит.
Настоятель Георгиевского храма протоиерей Михаил Петухов уточнил, что инвалидам делают скидку: им «Тропа покаяния» обходится в 50 рублей. Он сетовал, что ничего не может поделать, потому что всё это – приезжие люди, чаще всего невоцерковлённые и не могущие отличить Таинство от его профанации.
В Сочинском паломническом центре о турбазе «Лесное» знают, но: «Никто к нам за помощью в разработке маршрутов не обращался».
Так что к тому времени, когда позвонили из «Коммерсанта» и «РБК», мы уже твёрдо знали: «православный курорт» «Лесное» не имеет ни малейшего отношения к епархии: ни к Троице-Георгиевскому женскому монастырю, ни к Георгиевскому храму, ни к Паломническому центру. Собственно, это и сказали. И предложили журналистам, если тема интересна, рассказать о деятельности епархиальных паломнических структур.
***
Но о паломничестве – не интересно. Интересно – о бизнесе. О «рейдерских захватах», «отжиме», «конкуренции», словом – о том, чего в церковной жизни нет, но кому-то очень хочется, чтобы было.
И причина для некоторых светских СМИ – «в связи с тем, что курорт «Лесное» использовал ложь в своей рекламной деятельности», – по которой православным прихожанам не благословляется посещать объекты турбазы «Лесное», опубликованная в официальном заявлении пресс-службы Екатеринодарской епархии, совершенно невнятна, потому что «в рекламе всегда ложь используется».
Не буду цитировать Закон о рекламе, где поставляются границы фантазии рекламодателя. Напомню лишь о том, кого Церковь называет «лжецом и отцом лжи».
Дело ведь не в том, что считающий себя православным бизнесмен решил организовать «православный курорт». Несмотря на дикое словосочетание, за ним может скрываться вполне благочестивое намерение: дать приют в шумном и развесёлом Сочи тем, кто не хочет этого шума и веселья, а желает жить в тишине и целебном воздухе горного леса, по утрам и вечерам исполнять молитвенное правило, днём же проходить горными тропами к христианским святыням – древним и современным. Только это не паломничество, это туризм. И не нужно их смешивать, употребляя всуе слово «православный». Неужто атеиста не пустят на турбазу, не возьмут посмотреть на развалины византийского храма у источника Крион-Нерон? И пустят, и возьмут, и правильно сделают, потому что разными путями приходят к Богу. Там, глядишь, и до паломничества дорастёт человек. Так что не в турбазе дело.
Дело в другом. Почему этот православный бизнесмен на самом деле не обратился в храм, в монастырь, в паломнический центр? Но при этом в своей рекламе сослался на несуществующее взаимодействие? Почему в разделе «Услуги» (!) он помещает «Троице-Георгиевский женский монастырь» и «греческую церковь «Святого Георгия» (так на сайте)? Кто писал ему безграмотный во всех отношениях текст: «Если Сочи — это мировая здравница, то монастырь планируется быть, и уже на сегодняшний день является духовной целительницей»? Почему «в храмах монастыря хранятся мощи Святого Николая святых Киево-Печерской лавры, Пресвятой Богородицы» и лишь «частичка мощей Святого Пантелеймона Целителя»? Очевидно, что автор далёк и от русского языка, и от православия, но как это объяснить в соцсетях, где смеются не над незадачливым бизнесменом, а над «православными мракобесами»? Ну, и пресловутая «Тропа покаяния», как контрольный выстрел, обращает в ничто все возможные благие намерения, потому что это касается самого главного в жизни христианина – спасения души. И вот здесь ложь становится смертельно опасной.
***
В связи с этой историей обозначилась проблема: туристический бизнес начинает активно осваивать «православные объекты». Несколько лет назад я увидела в одном из турбюро экскурсию по храмам города и удивилась: у нас в епархии давно этот маршрут есть, священники рассказывают о своих храмах, о святынях, паломники участвуют в богослужении. А туристам-то зачем? Затем прочитала ещё объявление, и ещё, и ещё, в которых дублировались маршруты епархиального Паломнического центра. Предупреждая обвинения, что мои сетования связаны с тем, что «перехватывают бизнес», скажу: с точки зрения материальной выгоды храму всё равно, кто приведёт экскурсию. Паломники в этом смысле даже менее выгодная категория – они беднее, меньше покупают, а больше к святыням прикладываются. Но смысл духовного подвижничества, заложенный в паломничестве, делает именно их желанными гостями в храмах и монастырях. Разрастание «православно ориентированного» туризма выхолащивает этот смысл. В паломнических поездках часто попадаются люди маловоцерковленные, и в них проходят настоящую школу воцерковления. Помню, как, преодолевая своё косноязычие, неумело читал в автобусе акафист святителю Николаю Чудотворцу попавший «за компанию» в поездку паломник. В первый раз – по благословению священника. Мы подбадривали, помогали… А потом он сам стал вызываться читать. Исповедался. Причастился. И вернулся в Краснодар православным христианином. Вот этот путь и есть настоящая «тропа покаяния». Да, и в турпоездке, восхитившись красотой древних византийских храмов, человек может потянуться душой к Богу, и я говорила об этом. Но вероятность этого всё же гораздо меньше.
***
Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Пс. 142: 8).
***
Что же в сухом остатке?
В селе Лесном в настоящее время действуют храм Георгия Победоносца и Троице-Георгиевский женский монастырь, которые канонически относятся к Екатеринодарской епархии.
Все остальные объекты — «Тропа покаяния», «Храм Лесное 1», «Храм Лесное 2», «Храм Крион-Нерон» — являются объектами исключительно туристического назначения.
Екатеринодарская епархия официально заявила, что она не имеет никакого отношения к «православному курорту» «Лесное», не давала согласия на его создание и не преподавала благословения на совершение на его территории каких-либо общественных богослужений или православных обрядов.
Словосочетание «православный курорт» не находит никаких оснований для своего существования в исторической традиции Православной Церкви, поэтому следует считать, что оно придумано создателями туристического комплекса в селе Лесном исключительно для привлечения посетителей и получения прибыли.
Любые осуществляемые на территории туристического комплекса села Лесного «духовные» практики (например, прохождение Тропы покаяния с целью «очищения от грехов») не имеют никакого отношения к богослужениям православного обряда.
Екатеринодарская епархия напоминает, что при посещении туристических объектов Черноморского побережья Кавказа с целью знакомства с достопримечательностями православным христианам следует уклоняться от участия в любых мероприятиях оккультного и греховного содержания.Марина Черкашина,
редактор газеты «Православный голос Кубани»
Автор благодарит священника Владимира Шалманова, руководителя информационно-издательского отдела Георгиевской епархии, и иеромонаха Геннадия (Войтишко), руководителя Информационно-аналитической службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации, за плодотворное обсуждение темы, в результате которого появились эти размышления.